Глава Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев пообещал депутатам Госдумы: через несколько дней ФАС примет решение, возбуждать ли третью волну антимонопольных дел против производителей моторного топлива. По личному мнению Артемьева, основания для этого есть, пишет "Российская газета". Напомним, в конце прошлого года резко повысились розничные цены на бензин, а более всего - на дизельное топливо. Его цена в некоторых регионах побила психологический рекорд, превысив цену 92-го бензина и приблизившись к 95-му. По мнению главы ФАС, здесь есть предмет антимонопольного расследования. Между тем, сами производители автомобильного топлива не видят в сложившейся ситуации ничего экстраординарного. По их мнению, ситуация с ценами вполне логична и соответствует общемировому тренду. Более того, в ближайшие три года не стоит рассчитывать на снижение цен. Они однозначно будут расти. Такие неутешительные заявления со стороны производителей и независимых экспертов прозвучали 26 января на "круглом столе", посвященном проблемам ценообразования на рынке моторных топлив. Первой причиной предновогоднего роста цен все эксперты назвали изменение акцизов, которое должно было произойти (и произошло, конечно) с 1 января. Это решение, по мнению экспертов, спровоцировало ажиотажный спрос на топливо, в том числе на биржах. Вторая - низкий технологический уровень нефтеперерабатывающих предприятий. Третья причина и прошлогоднего, и "всегдашнего" роста цен, по мнению большинства экспертов, - это монополизм в ряде регионов вертикально интегрированных компаний. Конечно, не мог не сказаться осенний рост нефтяных цен на мировом рынке. Впрочем, как заметил лидер движения автомобилистов "Свобода выбора" Вячеслав Лысаков, как бы не менялись цены на мировом рынке, в России они всегда только растут. Примерно то же самое говорил в свое время глава ФАС Игорь Артемьев, возбуждая антимонопольные дела против четверки лидеров российского топливного рынков в 2008-м и в 2009 году необоснованно, пользуясь своим монополизмом, завышали цены и на автомобильное топливо, и на авиационный бензин. Напомним, что ФАС России в 2008-2009 годах рассмотрела "две волны" по четыре дела в отношении ОАО "НК "Роснефть", ОАО "ЛУКОЙЛ", ОАО "Газпром нефть" и ОАО "ТНК-ВР Холдинг" о нарушениях антимонопольного законодательства на федеральном рынке нефтепродуктов. Суммарный объем штрафов, подлежащих уплате в бюджет РФ нефтяными компаниями, составляет (с учетом заключенных мировых соглашений) более 12 450 миллионов рублей. В настоящее время за 2010 год компания ОАО "ТНК-ВР Холдинг" оплатила штраф в полном объеме. ОАО "НК "Роснефть" и ОАО "ЛУКОЙЛ" в 2010 году оплатили штрафы частично. Общая сумма оплаченных штрафов за 2010 год составляет около 5 млрд рублей. Тогда представители нефтяных компаний всю свою аргументацию в пользу повышения цен сводили к росту мировых цен в то время, как мировые цены то росли, то падали. Кстати, если в отношении крупнейших игроков ФАС пока только решает, есть или нет в их последних действиях состав правонарушения, то в отношении региональных компаний процесс, как говорится, уже пошел. В частности, 18 января 2011 года Кемеровское управление Федеральной антимонопольной службы возбудило дело по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции" в отношении ЗАО "Газпромнефть-Кузбасс". Кемеровское управление ФАС России усматривает признаки нарушения законодательства в необоснованном повышении оптовых цен на дизельное топливо, а также по сближению уровня оптовых и розничных цен на этот вид нефтепродуктов в период с 21 сентября по 30 ноября 2010 года. Итак, что будет происходить с ценами на бензин в дальнейшем? Глава Российского топливного союза Евгений Аркуша предупредил без обиняков: рост цен будет идти постоянно за счет роста акцизов и инфляции, "а мы будем каждый год собираться и обсуждать этот вопрос". //Фото с сайта www.dni.ru // www.e1.ru
|